Сегодня странно обнаружить крепость, о строительстве которой до нас дошли лишь легенды, а археологи до сих пор не могут определиться с точной датой ее возведения. Достоверным является лишь перевод с сербского названия крепости: магла — туман.
Сегодня странно обнаружить крепость, о строительстве которой до нас дошли лишь легенды, а археологи до сих пор не могут определиться с точной датой ее возведения. Достоверным является лишь перевод с сербского названия крепости: магла — туман.
Часть исследователей придерживаются версии о том, что крепость была построена до свадьбы короля Уроша I Великого (т. е. до 1250 года), высадившего в ущелье реки Ибар тысячи кустов сирени для своей невесты Елены Анжуйской, чтобы они всегда напоминали ей о родном Провансе. Но не столько свадьба стала причиной строительства на холме, возвышающемся на 150 метров над рекой Ибар, мощного фортификационного сооружения с восьмью башнями, цитаделью и храмом. Укрепление в Ибарском ущелье должно было стать защитой для важного духовного центра страны — монастыря Жича.
Другие историки считают, что строительство крепости относится к концу XIII века и связано с правлением сына Уроша I Великого — Уроша II Милутина (1281—1321 гг.). В крепости жила его невеста — византийка Симонида Палеолог, которую пятилетней девочкой отправили в Сербию в знак мира (королю в то время было уже пятьдесят). Для своей юной невесты Урош П приказал высадить в долине Ибар сирень, чтобы она могла любоваться ею из окна. Однако крепость строилась не столько для невесты, сколько для защиты продвижения вглубь Сербии войск монголо-татар, которые к этому времени, захватив и обложив данью Русь, продвигались в Европу через Ибарское ущелье.
Третья группа ученых придерживается легенды, датирующей завершение строительства крепости началом XV века в период правления Георгия Бранковича (1427—1456 гг.), под руководством жены которого Ерины на территории Рашки (так называлось средневековое сербское государство) спешно возводилась Смедеревская крепость, где люди работали в буквальном смысле до смерти, а умерших замуровывали в стены. За жестокость и деспотичный характер народ прозвал ее проклятой. Ведь каждое новое строительство в те времена было смерти подобно — тяжелые камни и деревья, которые надо было колоть, грузить, поднимать, не употреблять яиц, а сдавать их для изготовления известкового раствора на протяжении десятилетий (!!!) — и все это надо было доставлять из разных регионов страны. В ход шло все: камни разгромленных крепостей Сербии — Магрума, Виминациума, Ареуса и даже надгробные плиты. На строительство этого монументального сооружения ушло два года. Тогда Маглич и получает свое другое имя — Еринин Град.
По некоторым данным, Маглич как крепость функционировала недолго и с 1324 года стала резиденцией сербского архиепископа Даниила II.
В наши дни добраться до стен крепости в любое время суток и сезон, подняться на башни, осмотреть руины цитадели и храма, насладиться просторами и красотами Ибарского ущелья с цветущей весной сиренью — не составит особого труда, несмотря на столь высокое расположение крепости. Путь к воротам и сегодня — единственный, тот же, что вел к крепости много веков назад. Сербский Камелот с трех сторон окружает река, а потому единственный путь — подвесной мост, узкая тропинка, переходящая в мощеную дорожку, хорошо освещенную множеством фонарей, работающих даже в дневное время.
В XV веке крепость была одной из самых больших в Европе. Если есть желание познакомиться с традиционным стилем сербских оборонительных сооружений, разгадать загадки сербской истории, то Маглич — лучший вариант для путешествия. За каменными стенами вас встретят два внутренних двора, руины церкви, каменных резервуаров и другие характерные строения. Раскинулась крепость на весьма внушительной территории в 11 га, и стоит в окружении целого комплекса ныне руинированных построек, называемых «Большим» и «Малым» городом.
Кстати, в Магличе во время Второго сербского восстания (1815-1817 гг.) воевал и наш соотечественник - полковник русской армии Николай Раевский (внук прославленного генерала Раевского, знаменитого участника Отечественной войны с Наполеоном). Полковник Раевский в числе почти трех тысяч (по другим данным – семи тысяч) русских добровольцев прибыл в Сербию, чтобы помочь братскому сербскому народу отстоять свою независимость в сербско-турецкой войне. Благодаря Николаю Раевскому, сербские гайдуки и русские добровольцы, сгруппировавшись в Магличе, выбили турок и отодвинули южную границу Сербии до города Новый Пазар.